Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

15 февраля День воинов-интернационалистов - "война и мир"

Дата публикации: 13 февраля 2021

32 - Я ГОДОВЩИНА ВЫВОДА СОВЕТСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА
 

День вывода из Афганистана.jpg


 

32 год назад закончилась десятилетняя война в Афганистане и были полностью выведены советские войска. Более 14 тысяч наших воинов сложили голову, выполняя интернациональный долг.

 

15 февраля 1989 года последняя колонна 40-й армии во главе с командующим, генералом Борисом Громовым, торжественно, с развернутыми боевыми знаменами пересекла мост пограничной реки Амударьи. 

 

15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним пересек границу, разделявшую СССР и Афганистан. «За мной ни одного солдата, офицера, прапорщика нет. На этом девятилетнее наше пребывание там завершилось. Я хочу сказать еще, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо памятники ставить», — заявил Борис Громов журналистам, стоя на мосту через реку Амударья.


 

Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов
 

 

День воинов-интернационалистов

Сегодня день 15 февраля официально отмечается в России как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Долгое время ветераны – афганцы праздновали 15 февраля в своем кругу, собираясь и вспоминая погибших товарищей, навещая живых сослуживцев. 
 

Вечная память воинам, павшим в боях за наше Отечество! 

Всем здравствующим воинам-интернационалистам желаем крепкого здоровья, боевого духа, благополучия в семьях, мира, добра и веры!

15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской Войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни почти 14,5 тысяч советских граждан. Среди всех республик бывшего СССР наибольшие потери понесла РСФСР.

Отстранение от власти, а затем и убийство президента Тараки было расценено нами как контрреволюционный переворот. Советские руководители пришли к убеждению о невозможности иметь дело с узурпатором власти Хафизуллой Амином, который, хотя и клялся нам в своей лояльности, был совершенно непредсказуем.

Идея созрела довольно быстро: необходимо привести к власти в Кабуле представителей немногочисленной, но активной антиаминовской оппозиции. Постановление об оказании ДРА военной помощи (путем ввода на его территорию контингента советских войск) на основании подписанного 5 декабря 1978 года советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, было принято 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, в состав которой входили Андропов, Громыко, Устинов и Пономарев. 25 декабря 1979 года в Афганистан вошла 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова (с 1987 года командующий армией – генерал-полковник Борис Громов).

Практически сразу армия была усилена вертолетными частями и истребителями-бомбардировщиками с баз ТуркВО и САВО. Одновременно с вводом войск была осуществлена операция советских спецслужб под кодовым названием «Шторм-333» по физическому устранению главы Афганистана Хафизуллы Амина. Его сменил Бабрак Кармаль, стремившийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Проявлением этого курса был, в частности, начавшийся в 1981 отказ от аграрной реформы. Однако добиться примирения не удалось, и установившийся режим оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи.

Группировки повстанцев пользовались поддержкой США и других государств. В 1980-е годы военные действия развернулись по всему Афганистану. Контингенту советских войск и солдатам афганской армии противостояли повстанцы, получившие название «моджахедов» («бойцов за веру»). В 1986 в результате государственного переворота Кармаль был смещен, его место занял Мухаммед Наджибулла, генеральный секретарь ЦК НДПА и член Революционного совета (высшего органа государственной власти). В ноябре 1987 года в соответствии с новой конституцией Наджибулла собранием представителей всех слоев населения был избран президентом страны, которая стала называться Республикой Афганистан.

В апреле 1988 года СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в мае 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана, который закончился 15 февраля 1989 года.

Ежегодная «списочная численность» советских частей составляла от 80 тысяч до 104 тысяч военнослужащих. Всего за десять лет через Афганистан прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров. По официальным данным, Афганская война стоила советскому народу 15 052 погибших, 53 753 раненых, 417 пропавших без вести. Совсем молодые ребята гибли в далеких афганских горах, возвращались домой с тяжелейшими ранениями. Многим, особенно не отличавшимся крепкой психикой, война исковеркала всю жизнь, даже если они физически оставались здоровыми – сказывались глубокие психологические травмы. Именно тогда вошло в обиход выражение – «Афганский синдром», по аналогии с «Вьетнамским синдромом», который переживали американские солдаты, принимавшие участие в войне во Вьетнаме. 

Воины – интернационалисты, ветераны боевых действий и локальных конфликтов – практически каждое советское и российское поколение имело свою войну или войны. В конце 1940-х годов Советский Союз вступил в фазу Холодной войны с США и другими странами «капиталистического Запада». Основные линии противостояния между СССР и США пролегали в «третьем мире» - странах Азии, Африки, Латинской Америки. Советский Союз деньгами, оружием, техникой поддерживал дружественные режимы в развивающихся странах, однако далеко не во всех случаях такой поддержки было достаточно. Требовались люди – от опытнейших военных советников и технических специалистов до простых солдат, которые бы обеспечивали с оружием в руках защиту советских интересов за рубежом. 

Война в Афганистане – самый известный и масштабный пример участия советской армии в боевых действиях за пределами страны. За все время Афганской войны в ней приняло участие 525,5 тысяч солдат и офицеров Советской Армии, 95 тысяч военнослужащих и сотрудников пограничных войск КГБ и органов государственной безопасности, внутренних войск МВД и милиции. Прошли через боевые действия в Афганистане и около 21 тысячи гражданских служащих.

 


 

По глубочайшему убеждению тех, кто любит Россию больше, чем служебное кресло, ввод войск в Афганистан был целесообразен. Мы были тогда Империей, у нас были свои геополитические интересы. Если бы туда мы не ввели войска, то американцы поставили бы там ракеты «Першинг». 

Сегодня для всех понятно, зачем еще нужна была эта война: мы защищали Отечество, своих детей и близких от абсолютного зла - наркотиков, которые, после входа в Афганистан американцев, потоком хлынули в Россию.

Слава воинам, сражавшимся за нашу Родину в Афганистане!

31-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана.jpg


 

Но не только об афганцах идет речь, когда мы вспоминаем советских воинов – интернационалистов и российских военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях за пределами страны. Практически одновременно с Афганской войной советские офицеры и солдаты принимали участие в боевых действиях на территории Анголы. Здесь, в бывшей португальской колонии на юго-западе Африканского континента, после провозглашения независимости разгорелась ожесточенная гражданская война. Советский Союз поддержал ориентировавшуюся на сотрудничество с Москвой партию МПЛА, пришедшую к власти в стране. Против нее, в свою очередь, сражалась повстанческая армия УНИТА, поддерживаемая США, ЮАР и Китаем. Сейчас наши войска спасают Сирию от международного терроризма. 


 

Война и мир

Экономическое сотрудничество с Афганистаном  СССР  началось в шестидесятых годах двадцатого века. Деньги и специалисты СССР были направлены на экономическое развитие среднеазиатской страны. Начиная с 60-х годов и до ввода войск в 1978 году, советские специалисты построили более 100 объектов промышленности, инфраструктуры, образования, цель которых не экспансия СССР, а создание в Афганистане современных, на то время, стандартов жизни.

Помимо предприятий нефтепромышленности Союз старался помогать и простым афганцам. Согласно архивам, после ввода своих войск СССР построило 142 объекта, обеспечивающих экономические и социальное развитие этой страны.

Дороги и транспорт

Начиная с 50-х годов, на деньги Советского Союза в Афганистане построили тысячи километров автодорог, которые часто приходилось прокладывать через горы. Наиболее известный объект это дорога Саланг с туннелем, проложенным московскими метростроевцами на высоте более 3 тысяч километров. Самая длинная автодорога из города Кушка в Кабул имеет протяженность 679 километров. Магистрали Пули-Шибернаг и Доши-Ширха длиной 329 и 216 километров соответственно.

Из-за сложного афганского рельефа особое внимание уделялось возведению мостов. Еще в 1959 году построен мост протяженностью 120 метров через речку Ханабад. В провинции Нангарх советские инженеры за один только 1964 год возвели три моста, один из которых имел длину 360 метров. В 1982 год через Амударью перекинули автомобильно-железнодорожный мост.

Особое внимание советские союзники уделяли развитию автомобильной промышленности Афганистана. Так в 1960 году в Кабуле построен авторемонтный завод Джангалак, способный в год осуществлять ремонт 1300 машин в год. Предприятие также занималось производством станков, насосов, дорожно-строительного инвентаря.

В 1985 году советские специалисты построили три автозавода по производству «КамАЗов». К 1988 году в Кабуле открыло предприятие по производству велосипедов, мощностью 15 тысяч штук в год. В 1961 году построили аэропорт Баграм с 3-километровой посадочной полосой. На следующий год международный аэропорт появился в Кабуле.

Энергетика

Советские геологи разработали для афганского правительства карту полезных ископаемых с отмеченными на ней 1,5 тысячами месторождений. После того как Афганистан начал добывать газ СССР стал по сниженным ценам покупать его у Кабула. Благодаря этому правительство бедной страны получило постоянную прибыль, которую можно было направить на социально и экономическое развитие.

Москва построила восемь нефтебаз и газопровод, пропускающий 4 млрд. кубометров газа в год. Инженеры из СССР построили гидроэлектростанции в Наглау и Пули-Хумри мощностью 100 тысяч и 9 тысяч кВт соответственно. В крупных городах обустраивались электростанции и электрические сети. Часть недостающей энергии СССР поставлял со своей территории.

Образование, наука и социальная сфера

Развития экономики и социальные преобразования невозможны без местных специалистов, для подготовки которых в 60-х годах СССР построил в Кабуле политехнический университет на 1200 студентов. На организацию ВУЗа Союз потратил 6 миллионов рублей, а языком преподавания в нем был русский. В 1973 году в Мазари-Шериф открылся техникум на 500 учащихся, готовивший нефтяников и геологов.

Ежегодно кабульский техникум заканчивало 250 автомехаников, а в период с 1982 по 1986 год по всей стране открыли 8 профессионально-технических училищ. Для сирот в Кабуле советские представители открыли школу-интернат, а в 1971 году центр матери и ребенка, который ежедневно посещало более 100 человек. СССР строили по всей стране жилые кварталы, детские сады, метеостанции, поликлиники и прочие объекты, цель которых сделать жизнь простых афганцев комфортней и цивилизованней

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Из-за сложных климатических условий и технической отсталости голод для Афганистана стал привычным явлением. Для обеспечения населения достаточным количеством продуктов СССР решило использовать последние достижения советской сельхоз науки. В Афганистане действовали созданные специалистами из СССР 3 почвенно-агрохимических, 3 ветеринарных, 2 хлопково-семенных и одна контрольно-семенная лаборатории.

В Мазари-Шерифе открыли завод азотных удобрений и по всей стране строились системы орошения полей. В 1965 году на реке Кабул построили Джелалабадский ирригационный канал, а для дополнительного орошения использовалась плотина «Сарде». С 1984 года в Джелалабаде заработал завод цитрусовых и маслин, а еще раньше советские специалисты открыли несколько многоотраслевых ферм. По всей стране на деньги СССР строились мельницы, хлебозаводы, элеваторы.

Советский Союз почти полвека помогал экономике Афганистана. Строительство различных объектов продолжалось и во время войны, хотя СССР все сложней было это делать. Афганцы, и сегодня сравнивая русских и американцев, говорят, что первые воевали, но и строили, а вот вторые только разрушают.
 

Перечень основных объектов и работ, по которым выполнение обязательств СССР по оказанию технического содействия Афганистану завершено.

Указан год завершения обязательств СССР перед афганской стороной.

1. ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г.

2. ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4х12) 1 очередь - 1972 г.

II очередь - 1974 г.

(36 МВт)

Расширение - 1982 г.

(до 48 МВт)

3. Плотина и ГЭС "Наглу" на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г.

расширение - 1974 г.

4. ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.

5. ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.

6-8. Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП - 110 кВ от электроподстанции "Восточная " (25 км) 1974 г.

9-16. 8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 - 1958 гг.

17. Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 1968 г.

18- 19. Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1967 г.,

воздушный переход газопровода -1974г.

20. Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.

21. ЛЭП - 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.

22. Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981

23. Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.

24. Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.

25. Нефтебаза в г. Пули - Хумри емкостью 6 тыс. куб. м

26-28. Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей "Камаз" каждое 1985 г.

29. Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле

30. Станция технического обслуживания автомобилей "Камаз" в Хайратоне 1984 г.

31. Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.

32. Обустройство газопромысла на месторождении "Джаркудук" с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.

33. Дожимная компрессорная станция на газопромысле "Ходжа-Гугердаг" 1981 г.

34-36. Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.

37. Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.

38. Аэропорт "Баграм" со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.

39. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м 1962 г.

40. Аэродром "Шинданд" со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.

41. Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.

42. Стационарная станция спутниковой связи "Интерспутник" типа "Лотос"

43. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.

44. Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.

45. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин (поставка оборудования и техпомощь осуществлялись через МВТ) 1955 г.

46. Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г.

расширение 1961 г.

47. Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.

48. Автодорога "Саланг" через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.

49. Реконструкция технических систем тоннеля "Саланг" 1986 г.

50. Автодорога Кушка - Герат - Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием 1965 г.

51. Автодорога Доши - Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.

52-54. Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.

55. Автодорога Кабул - Джабель - ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.

56-57. Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.

58. Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.

59. Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г.

60. Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км

61. Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.

62. Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона

63. Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.

64. Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.

65-66. Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.

67-68. Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.

69-74. 6 метеостанций и 25 постов 1974 г.

75-78. 4 метеостанции

79. Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.

80. Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 - 1977 гг.

81. Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые

82. Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.

83. Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шерифе 1973 г.

84. Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле

85-92. 8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 - 1986 гг.

93. Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.

94. Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы - 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.

95. Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна

96. Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.

97. Мельница в г. Пули-Хумри производительностью 60 тонн в сутки 1982 г.

98. Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки

99. Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки

100. Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощностью 11,5 тыс.кВт 1965 г.

101-102. Плотина "Сарде" с водохранилищем емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения 17,7 тыс.га земель 1968 - 1977гг.

103-105. Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы "Газибад" с территорией 2,9 тыс.га, "Халда" с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 - 1970 гг.

106-108. Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.

109. Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.

110. Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле

111-113. 3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде

114-115. 2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 - 1986 гг.

116. ЛЭП-220 кВ "Госграница СССР-Мазари-Шериф" 1986 г.

117. Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.

118. Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе

119. Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм

120-121. 2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе

122. Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле

123-125. Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде

126. Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.

127. Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы "Сарде"

128. ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией - "-

129. Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год

130. База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях)

131. Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.

132. Восстановление моста через р. Саманган

133. Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа

134. Лупинг 50 км газопровода СССР - Афганистан

135. Ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах

136. Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке

137. Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. Тонн в год на газопромысле Джаркудук

138. База МГБ в порту Хайратон

139-141. Три бетонированных площадки в Хайратоне

142. Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.

Поделиться: