Дата публикации: 24 апреля 2023
В РНИМУ им. Пирогова открыли о собственной стимуляционный центр обучения студентов врачей с помощью VR-тренажеров
VR-технологии занимают в медицинском образовании одно из первых мест. Реалистичность, наглядность обучения на медицинских тренажерах это новый шаг в образовательной медицине. Тренажеры, созданные с применением VR-технологий, обеспечивают высокую достоверность и максимальный эффект погружения в реальную работу.
Обучающийся может оценить состояние пациента, в том числе применяя инструментальные методы исследования, и провести лечение, включая сердечно-легочную реанимацию. VR-тренажеры сегодня используются во многих медицинских вузах.
в РНИМУ мы сами создаем виртуальную среду. Наша задача – разработать VR-тренажер, в реальность которую поверит врач. Врач должен видеть не "Детская игрушку!" В манекене, а реального пациента, с реальной клинической задачей на действительно на рабочем месте. И мы это в прямом смысле проверяем все на себе. Если практический врач поверит в то, что мы сделали, то что этому поверят и остальные врачи и студенты.
Сейчас создано три самостоятельных тренажера. Идея первого появилась в 2018 году и была реализована в 2019 — это был тренажер по отработке алгоритмов экстренной неотложной помощи для врачей клинических специальностей. Локация тренажера — процедурный кабинет поликлиники. Врач сталкивается с одной из шести клинических ситуаций: острым коронарным синдромом с отеком легких, острым коронарным синдромом с кардиогенным шоком, обмороком, анафилактическим шоком, внутренним кровотечением, сердечно-легочной реанимацией.
Для будущих врачей крайне важна постоянная практика. И лучше, чтобы они учились работать не только на компьютерном симуляторе. В Мультипрофильном аккредитационно-симуляционном центре РНИМУ им. Пирогова есть всё необходимое для такого обучения
Заранее ситуация неизвестна. Врач должен обследовать пациента, определить наиболее жизнеугрожающие симптомы и оказать помощь. Затем мы создали аналогичный симулятор для врачей и фельдшеров скорой помощи. Здесь локацией стала машина скорой помощи, размеры и обстановка которой соответствуют реальным. Третий тренажер – оказание неотложной хирургической помощи для хирургов, анестезиологов-реаниматологов, врачей скорой медицинской помощи. Локация - операционная. Разработка этой программы была гораздо сложнее предыдущих, так как очень точное использование хирургических инструментов трудно дается в виртуальной реальности. Необходимо учитывать специфику работы с каждым отдельным инструментом. Этот тренажер уже работает, но мы планируем и дальше развивать его. — Как выглядит эта виртуальная среда? Тренажеры работают в трех режимах. Демонстрационный – самый легкий, со множеством подсказок. Он нужен, чтобы адаптировать специалиста в виртуальной реальности, а также показать, как правильно вести себя в конкретной ситуации. Второй режим – обучающий, где специалист может попробовать все делать сам. Если он несколько раз ошибся, его поправят, либо он может сам попросить помощи, если не знает, что дальше делать. И третий - контрольный режим. В нем все как в жизни - человеку плохо, с каждой секундой становится хуже. Время – наш главный друг и враг, а промедление – подобно смерти. И это действительно так, реальный пациент может умереть, если ничего не сделать или сделать что-то неправильно. В этом режиме специалисту необходимо самостоятельно выбрать препараты, дозировку, способ и место введения. У нас предусмотрено все – возможность введения неправильных препаратов, недостаточная или избыточная доза, как все вместе это повлияет на пациента. В центре постарались проработать сценарии максимально точно с медицинской точки зрения. Чтобы "пациент" не был статичным объектом, чтобы он был "живым".
Даже летальный исход прописывается в обучающему процессе. И тогда подключается следующий блок – сердечно-легочная реанимация. Вы можете своего пациента спасти! В сердечно-легочной реанимации тоже есть вариабельность. У пациента может быть асистолия или фибрилляция желудочков – действия врача при этом разные. Дефибриллятор не всегда нужно применять. Это только в кино его применяют всегда. А на самом деле – нет. И это надо понимать и принимать верное решение. Тысячи нюансов, десятки разветвления сценария, которые мы должны продумать, а программисты должны прописать – основная причина того, что тренажер создается так долго. А в конце все это необходимо проверить много-много раз. По любому разветвлению сценария мы можем дойти до конца: либо до стабилизации пациента, либо до клинической смерти.
Для студентов запускают самые разные сценарии практического обучения. Например операция
гангренозный аппендицит с перитонитом. Студенты берут в руки «инструменты - это имитация, но студент или опытный врач чувствует ответственность, как перед живым пациентом. Роботосистема контролирует работу врача, умная машина делает так, что, когда нужно «приподнять» какой-то внутренний орган, врач почувствует его реальный вес и сопротивление тканей. Все, как в реальности. Компьютер запишет каждый ваш шаг, а потом покажет ошибки. Не знаете, за что браться? Выбирайте программу, которая во время операции будет давать подсказки. Робот Умный, он подскажет.
Чем больше профессионалов приглашается со стороны на этапе создания сценария, тем он лучше будет проработан. В качестве авторов приглашаются преподаватели второго Медицинского и других медицинских вузов, различных национальных медицинских исследовательских центров, в рамках сценария прописываются и разрабатываются все детали и сценарии. Сперва даётся направление, дальше , развитие жизни в этом сценарии. Это же практически игра. В учебно тренажёрной медицине главное соблюсти все игровые технологии. У нас есть персонажи, роли, сюжеты.
Информационная служба Всероссийского портала "Молодой специалист" msrabota.ru